Профессия речника — это выбор людей сильных волей и духом, которых объединяет тяжелый труд, целеустремленность и ответственность. Профессионализм и добросовестный труд каждого из них позволяют достигать отличных результатов в условиях Крайнего Севера. Каждый якутский речник знает, что кажущаяся романтика профессии – это лишь верхушка айсберга, а под ней кроется тяжелый ежедневный труд, сопряженный с отвагой, смелостью и решительностью. Перевозка грузов по рекам и морям – мероприятие очень ответственное и серьезное.
Ровно 12 лет назад Герман Серафимович и Зоя Васильевна Титовы- мои дедушка и бабушка, с головой погрузились в речную романтику. Еще не знавшие о всех тонкостях, рисках и нюансах судоходства, максимально неподготовленные, они смело и с энтузиазмом начали свою трудовую деятельность в речном деле- приобрели первый самоходный паром. Так на р. Марха, Нюрбинского района впервые начал свои трудовые будни паром «Жатайский-1».
Через год приобрели второй самоходный паром- «Владимир Карпец». Работает судно на паромной переправе ФАД «Вилюй», в с. Кюндядя. Перевозка пассажиров, транспорта — вот основные задачи паромов. На протяжении всего навигационного периода круглосуточное дежурство на реке.
Сейчас мои дедушка и бабушка на буксирном катере «Эльгяец» с сцепленной 400-тонной баржей обеспечивают перемещение жизненно важных грузов по Вилюйской группе улусов нашей республики, начиная с р. Лена вплоть до устья р. Вилюй, с. Крестях Сунтарского района, по р. Марха, до вахтового поселка Накын.
Ежегодно с начала навигации они завозят на свой страх и риск по мелководному (несудоходному) ходу р. Марха весь сезонный груз промышленного гиганта нашей республики – «АК АЛРОСА». Рискованное, потому что преодоление р. Марха из-за опасных порогов, каменистых и галечных перекатов является почти невыполнимой задачей. Очень сложный маршрут, требующий большого опыта, терпения и отваги. При этом очень большую проблему создают ограничения, связанные с обмелением рек, они значительно снижают грузооборот речного транспорта. Простои в ожидании осадков, пробои на барже, изнуряющая жара летом — вот лишь малая часть тяжелой стези речников.
Только в прошлом, 2022 году на производственную площадку Накынского месторождения было завезено 2000 тонн производственно-строительного материала, продуктов питания и запасных частей.
Нынешний навигационный сезон оказался особенно сложным — дефицит осадков и высокая температура воздуха в летне-осенний период привели к сильному обмелению порогов. И как итог — двухмесячный простой в летнюю изнуряющую жару в ожидании дождей.
«Но несмотря ни на что романтика судоходства по-прежнему жива. Например, у нас в команде сейчас около 20 человек, многие из них потомственные речники. Хотя сама специфика работы на судне, особенно в период летней навигации очень тяжелая — оторванность от дома, круглогодичная вахта, целые месяцы без выходных- случайных людей на море и на реке нет. Это состояние души! И призвание», — однажды сказал мне мой дедушка. Мне очень запомнились эти слова.
О благодарности и признании за их нелегкий труд свидетельствует множество почетных грамот, медалей и памятных подарков. Моя бабушка — Почетный работник транспорта РС(Я). Я очень рада, что они нашли дело всей своей жизни и горжусь, что они вносят неоценимый вклад в развитие нашей республики.
Валерия Потапова,
13 лет