18 и 19 января в России можно наблюдать два ярких события. Во-первых, длинные очереди верующих с пустыми емкостями для крещенской воды, тянущиеся к храмам. Освящение воды, или водосвятие, начинается накануне праздника Крещения Господня, в день Крещенского сочельника — с утра 18 января — и продолжается уже весь праздник Крещения — 19 января. Но созданием годовых запасов крещенской воды дело не ограничивается. Второе событие (второе по хронологии, но ни в коем случае не по яркости!) — это купание особо отчаянных граждан в проруби в ночь с 18 на 19 января. Подробнее — в материале «РГ».
День в Церкви начинается с вечера накануне, поэтому сам праздник Крещения начинается после вечерней службы 18 января. Вот этот обычно холодный крещенский вечерок (Еще бы! Знаменитые российские крещенские морозы!) и выбрали отчаянные души для крещенских купаний. По правилам крещенские проруби вырубают во льду в виде креста, или же Крест ставится рядом. Воду в проруби обязательно освящают. Окунаться в такую купель (ее еще называют иорданью — в честь реки Иордан, где крестился Иисус) следует троекратно со словами «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». И хотя СМИ последние годы невероятно разрекламировали этот зимний и по виду вроде даже православный экстрим, Церковь подобных подвигов от верующих не ждет и уж тем более не требует: от того, что ты искупнешься в крещенский мороз, святым не станешь. Потому что народная забава имеет не христианские, а языческие корни.
Дело в том, что на Святки — святые дни после Рождества, с 8 до 18 января, — наши предки, надо признать, часто просто бесчинствовали. Бесчинством Церковь считала: гадания, загульное веселье с пьянством, переодеваниями мужчин в женскую или звериную одежды, «рычания звероподобным криком», непотребные пляски, скакание в масках и прочие шалости. Так вот, желая как-то смыть с себя грехи святочного загула, народ придумал — и это всего лишь поверье! — по окончании Святок, на Крещение, троекратно окунаться в прорубь в виде креста. Было ли это поверье обоснованным? Давайте разбираться.
Да, многие считают, что в день Крещения Господня мистическим образом освящается все водное естество — подобно тому, как была освящена вода реки Иордан две тысячи лет назад, когда Иисус вошел в нее, чтобы креститься. Да, с XI-XII веков в церковной жизни закрепилась традиция в Крещенский сочельник и в день самого праздника Крещения Господня специальными молитвами освящать воду. Да, крещенскую воду почитают святыней, и она обладает особенными свойствами, где бы ни находилась — в бутылке, баклажке или даже в реке, если ее там освятили, но — и это крайне важно! — благодать очищения от грехов может дать только Таинство Исповеди и Таинство Причащения. Купание в проруби в мороз не спасет.
Вот что по этому поводу сказано в авторитетном дореволюционном справочнике церковной жизни под названием «Настольная книга для священно-церковно-служителей»: «В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали, суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На Востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.
В пользу обычая не может говорить и верование в целебную, очистительную силу воды, освященной в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой — значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».
То есть благодатная, врачующая душу и тело сила крещенской воды бесспорна. Но если мы без благословения, а порой даже и без креста, просто формально трижды перекрестившись, прыгаем в ледяную воду, то мы, по сути, самонадеянно бросаем вызов Богу, «требуя от Него чуда». Вы рискнете?
С купаниями разобрались. А что же сама крещенская вода? Еще в древней Церкви были замечены ее особые животворящие и исцеляющие свойства. Но я не стану ссылаться на древних отцов Церкви, процитирую тех, кто ближе к нашему, полному скепсиса времени. «Освященная вода, — писал образованнейший человек XIX века, профессор, святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Другой наш святой, преподобный Серафим Вырицкий, на долю которого выпала жизнь в крайне трагичный период нашей Родины, человек глубочайшего ума, наделенный даром прозрения, всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и всю пищу. Когда кто-нибудь болел, преподобный Серафим благословлял с молитвой принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час, считая это сильнейшим лекарством.
Два раза в год — в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения Господня (Богоявление) — совершается так называемое великое освящение воды — великая агиасма («агиасма» по-гречески значит «святыня»). Оно сопровождается молитвой, в которой мы просим Господа: «…прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И даждь ей благодать и избавления, благословение Иорданово…» Святые, говоря об особых свойствах Богоявленской воды, советуют чаще прибегать к ее целительной помощи. Кроме освящения воды в дни Крещенского сочельника и самого праздника Крещения для повседневных нужд существует малое освящение воды, так называемая малая агиасма, оно может совершаться в храмах в любой день. Потом этой водой освящают жилье, предметы, окропляют болящих. В отличие от святой воды малого освящения Богоявленскую воду следует пить только натощак, с молитвой «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
Но все-таки вода, даже и святая, о которой так много говорят в эти зимние дни, не главное. В основе праздника лежит евангельское событие крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан.
До тридцати лет Иисус жил со Своей Матерью в Назарете, плотничал, и люди не догадывались, кто Он. В это же время в Иудее жил Иоанн, мы называем его Иоанн Предтеча, или Иоанн Креститель. Иоанн был праведником, он рано удалился в Иудейскую пустыню, где вел жизнь подвижника и аскета. К моменту, когда Иисусу исполнилось 30 лет — возраст, требуемый для учителя веры, — Иоанн вышел из пустыни и начал свою проповедь, призывая людей к покаянию.
Как свидетельствовал историк Иосиф Флавий, «народ, восхищенный учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве». Покаявшиеся, в знак очищения, принимали от Иоанна погружение в воды Иордана. Это и было крещение, и подобно тому, как человек, погружаясь в воду, очищает тело от грязи, так и раскаяние очищало душу от скверны греха.
В то время все жили ожиданием прихода Спасителя, поэтому многие решили, что Иоанн и есть Мессия. Но Иоанн говорил, что он крестит водой в покаяние, а вот за ним идет Сильнейший, Тот, Который «будет крестить вас Духом Святым и огнем» — в Его крещении будет действовать благодать Святого Духа, как огонь попаляющая всякую греховную скверну.
Иисус пришел на берег Иордана вместе с другими, но пророк Иоанн понял, Кто перед ним, и воскликнул: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» И услышал в ответ: «Делай то, что тебе должно делать!» Так безгрешный по природе Иисус вместе с грешниками вступил в воды иорданские и освятил само водное естество. В этот миг Иоанну открылось, как через отверзшиеся небеса Дух Божий в виде голубя нисходит на Иисуса, и услышал Иоанн глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Так людям была явлена вся Святая Троица: Бог Отец — голосом с неба, Бог Сын и Бог Дух Святой — снизошедшим на Иисуса Христа Голубем. Поэтому этот древнейший христианский праздник называется еще Богоявлением.
Верующие стараются исповедоваться и причаститься или накануне праздника, в Крещенский сочельник, или же в день Крещения Господня. Как говорил святитель Лука Войно-Ясенецкий, «своим погружением в воды Иордана Иисус Христос дал нам чудодейственную силу для совершения великого Таинства Крещения». И еще: «Пейте святую воду как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Говорю не только как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине», — учил святитель Лука Войно-Ясенецкий.
Фото: ЯСИА