2 марта 2024 года на главной театральной сцене Якутии — в Саха академическом театре им. Платона Ойунского состоялся показ Олонхо под названием «О5о Дьулаах Бухатыыр» в рамках празднования 200-летнего юбилея создания Мархинского, ныне Нюрбинского улуса!
И я стала счастливым свидетелем демонстрации одного из Олонхо, сотворенных нашим земляком, первым Почетным гражданином Нюрбинского улуса, Спиридоном Васильевичем ПЕТРОВЫМ — ЧЫЫЧААХ на сцене Саха Театра, исполненной любителями этого высокого и древнего искусства из Нюрбинского улуса.
Зал Саха Театра был полон до отказа. Среди зрителей были не только выходцы из Нюрбинского улуса, пришедшие поддержать и поприветствовать своих земляков, но и много тех, кто напрямую относится к сфере искусства, ценит и действительно ратует за продвижение нашего этнического наследия и фольклора.
Начальные 30 минут мы были участниками торжественной части, посвященной этой замечательной 200-летней дате. Из уст главы муниципального образования «Нюрбинский улус» Алексея Михайловича ИННОКЕНТЬЕВА зрители узнали много интересного об истории создания Мархинского улуса и о процессе образования впоследствии из этого внушительных размеров административного центра двух улусов — Нюрбинского и Верхневилюйского.
Я с огромным удовольствием услышала речи двух представителей власти: первого заместителя председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Александра Николаевича ЖИРКОВА — знатока, ценителя и пропагандиста Олонхо и заместителя председателя правительства — Георгия Михайловича СТЕПАНОВА — председателя правительственной организационной комиссии по проведению мероприятий, приуроченных к 200-летию Мархинского (Нюрбинского) улуса.
Все действо происходило сугубо на якутском языке. Но были и те, для кого якутский язык не родной. Но язык великого искусства издревле уникален тем, что для него не нужно переводчика — его понимают и принимают душой и глубинными недрами своего мозга, что скорее всего объясняется существованием когда-то общечеловеческого единого и универсального языка, когда мы были единым целым, вышли из единой утробы Великой Матери — Земли!
О том, что глава Нюрбинского улуса Алексей Михайлович Иннокентьев обладает недюжинным ораторским искусством не только на родном якутском, но и на русском языке, я, как выходец из Нюрбинского улуса, знаю не понаслышке. Но вчера я была до глубины души впечатлена и обрадована тем, как виртуозно Александр Николаевич и Георгий Михайлович владеют ораторским искусством именно на своем родном языке. Что греха таить, к сожалению, это искусство знания и глубокого почитания своих этнических корней и самое главное — виртуозного владения своим родным языком — может продемонстрировать не каждый не только государственный деятель, но и даже представители словесности! Ораторское искусство, возможно, можно с годами выработать и воспитать в себе, но я думаю, все же толика генетического составляющего и главное, влияние блестящего образования и его Величества Желания, являются главными посылами к этому искусству.
Забегая немного вперед хочу именно в этом месте своего эссе привести яркий спич государственного советника Республики Саха (Якутия) Андрея Саввича БОРИСОВА, который вышел при финальном выходе всей труппы и произнес один из лучших эпитетов про Олонхо: «Байҕал курдук дириҥ, куйаар курдук үрдүк», что дословно можно перевести, как: «Олонхо глубок как океан, высок как Вселенная».
Итак, что мы узнаем во всемирной паутине об этом уникальном виде фольклорного искусства? Олонхо — это древнейшее эпическое искусство народа Саха, занимающее центральное место в системе якутского фольклора. Наше Олонхо в 2005 году было объявлен ЮНЕСКО одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества. Вы знаете, каждый раз вспоминая или услышав эту фразу, меня переполняет чувство Гордости за свой народ и чувство глубочайшей Благодарности нашим предкам. Из уст в уста передавали они через олонхосутов сложенные народными сказителями легенд и поэм эту ВЕЛИКУЮ НЕМАТЕРИАЛЬНУЮ ЦЕННОСТЬ — народную мудрость и народный фольклор — как предмет передачи бесценной этнической информации и национального кода!
В голове не укладывается тот факт, что среднего объема Олонхо состояло из 10000-15000 стихотворных строк, а более крупные Олонхо (например, «Нюргун Боотур Стремительный») состояли из 36000 стихотворных строк! Самые крупные Олонхо олонхосутами исполнялись в течение семи ночей! Просто уму непостижимо, как можно было такой объем информации держать в голове! И даже не просто информации, а олонхосутами весь текст Олонхо передавался в формате моно-театра, когда олонхосут, обладая еще мощным даром импровизации, разными голосами (мужскими и женскими) и различными интонациями, с изумительным актерским мастерством в виде песен, стихов, речитативов, в формате чабыр5ах, традиционного национального песнопения — тойук, горлового пения и так далее пересказывал текст Олонхо! Это просто ВПЕЧАТЛЯЕТ и ОШЕЛОМЛЯЕТ!
2 марта для меня был действительно день замечательных впечатлений и открытий, которые задели за живое и заставили испытать незабываемые минуты счастья и гордости за свой народ, за своих нюрбинских земляков!
Мы — зрители стали свидетелями зрелищного действа, которое поразило своей мощной энергетикой, ощущением силы и влияния на наши умы и души через глубины седых веков народной мудрости, народного искусства и фольклора! Я была безмерно горда еще и тем, насколько живо в сознании наших нюрбинских земляков любовь к своему народному искусству, эпосу и своим традициям.
Основным вдохновителем и автором идеи создания и воплощения в жизнь этого Олонхо «О5о Дьулаах Бухатыыр» является руководитель департамента культуры Нюрбинского улуса, заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия), одна из самых именитых запевал осуохайа, единственный обладатель звания «Аан Дархан осуохайдьыт Республики Саха (Якутия)» среди женщин Розалия Михайловна ТИХОНОВА.
Огромную роль в том, насколько феерично, ярко, суперталантливо и зрелищно было поставлено это Олонхо, сыграла вся команда из 150 человек, как создателей, и, конечно же, всех тех, кто сыграл главные и второстепенные роли в этом Олонхо. Среди создателей этой замечательной постановки Олонхо хочу назвать следующие выдающиеся имена: научного консультанта постановки — заслуженного работника культуры Российской Федерации, заслуженного артиста РС (Я), обладателя звания «Аан Дархан алгысчыт» Афанасия Семеновича ФЕДОРОВА, заслуженного работника культуры Российской Федерации, заслуженного деятеля искусств РС (Я), главного дирижера оркестра Национального театра танца им. С.А. Зверева — Кыыл Уола Николая Павловича ПЕТРОВА, режиссеров-постановщиков Олонхо заслуженного деятеля искусств РС (Я) Александра Васильевича ТИТИГИРОВА и отличника культуры РС (Я) Розалию Васильевну ТАРТАКЫНОВУ и автора идеи музыкального сопровождения постановки Дьулустана Гаврильевича НИКИФОРОВА — солиста оркестра Национального театра танца имени Сергея Зверева, руководителя ансамбля «Килбиэн».
Я снимаю шляпу и кланяюсь до земли всем артистам, украсившими Олонхо своей безупречной игрой и удивительным самобытным талантом!
Впечатляет и то, что исполнители в подавляющем большинстве не являются профессиональными артистами, не ошибусь если дополню, что ни один из выступавших в этот день на сцене ранее не имел опыта исполнения Олонхо вообще!
Представляете, какой силы было желание у Розалии Михайловны Тихоновой — автора идеи — донести до широких масс народа эту бесценную Нематериальную ценность! М главное ее желание к этой ценности приобщить эти самые народные массы путем их прямого участия! Было такое ощущение, что на сцене профессиональные артисты! А на самом деле, как я слышала, это полностью привлеченные из народа: работники сельских клубов, учителя, работники районного ЖКХ, МЧС, пенсионного фонда, пенсионеры и многие другие носители живого и нетленного языка народа Саха, глубокие ценители народных традиций — представители практически всех наслегов Нюрбинского улуса — всего 105 человек!
Особого опуса заслуживают редкой красоты костюмы в исполнении главного художника постановки Марины АНДРЕЕВОЙ, которая уже успела прославиться у себя на родине и за ее пределами своим брендом одежды «Улуу». Свои золотые руки приложила к работе над костюмами, а также поработала над сценографией Камилла МИХАЙЛОВА.
Не могу не затронуть и очень качественное оформление сцены, талантливый подбор декораций. Весь спектакль на сцене мы видели интерактивное компьютерное оформление сцены, которое очень эффектно и зрелищно заменяло и помогало избежать использования громоздких декораций былых времен: на сцене благодаря этому добивалось полное погружение в происходящие на сцене. Апофеозное сильное воздействие на меня произвела сцена восхождения в Верхний мир безвременно погибшей невинной души Көмүс Хоҥоруу. Это было нечто очень волнительное и душераздирающее, благодаря не только прекрасному, просто ошеломляющему песнопению в этот момент трех див, обладающих каким-то необычайно сильными и неземными голосами и подпевкой хора, но и благодаря умелому использованию светового компьютерного оформления сцены! Как я понимаю, такое оформление сцены было новаторским на сцене Саха Театра.
После просмотра Олонхо зал встал, аплодировал стоя. У многих текли слезы радости и гордости за свой народ, подаривший человечеству столь уникальное наследие, бережно сохраненное и представленное современному мировому сообществу как пример влияния живого фольклора на этнический интеллект и национальное самосознание!
С глубочайшей признательностью и гордостью за свой Великий народ, Светлана Яновна ЯКОВЛЕВА — учредитель, генеральный директор ООО Медицинская клиника «Яннамед», кандидат медицинских наук, заслуженный работник здравоохранения Республики Саха (Якутия)
Фото: Рустама КИРИЛЛИНА — ХАРТЫЫНА.
#«О5О ДЬУЛААХ БУХАТЫЫР»
#НЮРБИНСКИЙ УЛУС
#ЯКУТИЯ